Крестовоздвиженская церковь, Церковь Воздвижения Креста

Крестовоздвиженская церковь, Церковь Воздвижения Креста – это более отдаленный памятник барокко. Расположена она за Абрамовым мостом, почти на самом берегу Иртыша. Закладка церкви состоялась в 1754 г., но завершена она была лишь в 1771 г., колокольню возвели еще позднее — между 1778— 1780 гг., во время царствования Екатерины. Поэтому в ее архитектуре чувствуется наступающее отрезвление стиля, связанное с веяниями строгого классицизма.

Уже издали, при подходе к церкви, ощущается ее необычный празднично-ликующий образ, созданный торжественным башнеобразным построением композиции и тяготением архитектурного декора ввысь. Рост объемов и всей системы декора поддержан стремительным выбросом вертикали колокольни, еще более усилившей динамическое ощущение композиции.

Крестовоздвиженская церковь. ТобольскЦерковь эта обладает особенно выразительным силуэтом благодаря эффектному фигурному завершению верха и изящному шпилю колокольни. Из-за протекающего в этом месте ручья застройка как бы неожиданно расступается, образовав открытую луговину с хорошим обзором памятника. Следует обратить внимание на то, что Воздвиженская церковь играет особо важную роль в композиции нижнего города. Расположенная поодаль, за речкой Абрамовкой, почти у самого иртышского берега, она организует выросший здесь большой посад. Стройный силуэт ее эффектно возвышается над низкой деревянной застройкой слобод и хорошо просматривается с реки, образуя вместе с монастырем и Захарьевской церковью парадный силуэт нижнего города. Видимо, это также предопределило высотный характер ее композиции и приподнятую торжественность образа. С западной стороны этой церкви мы видим довольно обширные, в три этажа каменные палаты, но ориентированные поперек храма.

Непосредственно на сводах их позднее возведена была высокая двухъярусная колокольня. Трапезная оказалась как бы зажатой между этой палатой и высоким объемом собственно храма. Однако при входе нет наружных живописных лестниц, характерных для церкви Михаила Архангела; паперть устроена внутри палатного корпуса, раскрытая широким арочным проемом, откуда можно было попасть как в нижнюю, так и в верхнюю церковь. Но купольное завершение ее сходно с этой церковью. Кровля покоится непосредственно на четверике, на его фигурных фронтонах с люкарнами, но в пятиглавии чувствуются и отголоски Захарьевской церкви. Четыре угловых главки здесь также декоративные, лишь в центре купол раскрыт световым барабаном, несущим небольшую фигурную главу.

Композиция этой церкви строго симметрична, более собранна и не кажется уже такой живописной. Характерно, что палатный корпус, трапезная и алтарь выведены здесь на одну высоту, подчеркнутую линией кровли. Над горизонтальной основой композиции вырываются вертикали башнеобразного объема собственно церкви и колокольни. Нельзя не заметить, что в Воздвиженской церкви колокольня стала доминирующим мотивом, монолитный столб ее придал особо торжественный характер всей композиции. Она и масштабно крупнее в сравнении с измельченным верхом храма. В абрисе завершения церкви чувствуется барочная конвульсия форм и напряженная упругость линий. Дуговой фронтон четверика отсечен от поля стены узкой полосой карниза, что нарушило их слитность. Значение горизонтальных карнизов еще более подчеркнуто в архитектуре колокольни, хотя она сохраняет экспрессию барокко. Дух барокко живет здесь и в пышных наличниках окон, живописных креповках и вычурных завершениях кровли со шпилем.

В объеме верхней церкви поражают красотой высокие строенные окна, расположенные в два яруса. Такие же окна освещают и остальные помещения верхней церкви, ее трапезной и палаты. Лишь подклетный этаж грузностью своих стен и наличниками конца XVII в. свидетельствует о живучести традиции. Сгущение колонн наличников организует и структуру фасадов, придавая им вертикальную ориентацию. Упругая стройность всего декора, его пластичность особенно выявляются при ярком солнечном освещении, когда плоскости фасада играют светотенью и кажутся необыкновенно эффектными. Наружному облику этой церкви отвечает и ее торжественное внутреннее пространство. Особенно эффектен был верхний храм — высокий и светлый, со множеством окон, выявляющих выразительную пластику свода и стен. Светло-голубая окраска с белой лепниной на потолке придает интерьеру ликующее, радостное ощущение, в котором живет еще барочный апофеоз елизаветинского искусства, но уже с отпечатком ясности и упорядоченности форм. И это можно понять, если учесть, что отделка храма затянулась и осуществлялась в пору становления нового стиля — классицизма.

В куполе можно рассмотреть отдельные композиции, посвященные сценам, связанным с Воздвижением креста. В качестве декоративных мотивов потолка и окон фигурируют розетты, бусины, венки, гирлянды, подвешенные вазоны с цветами и банты. Гурты и тонкие изящные филенки четко выявляют форму свода и отдельные его грани. Очень красиво обработаны филенками откосы окон, украшенные растительными гирляндами. Гипсовая лепнина Воздвиженской церкви представляет собой не менее примечательное и загадочное явление Тобольска. Качество ее выполнения заставляет вспомнить лучшие творения московских лепщиков середины XVIII в., и не исключена возможность использования в украшении этой церкви пришлых мастеров из Центральной России.

Random Posts

  • День города. Тобольск 2011 (Фото)

    25 Июня в Тобольске прошел парад-маскарад, посвященный празднованию 424-й годовщины со дня основания города. День города Тобольска проходил масштабно, с […]

  • Фотографии современного Тобольска

    Все чаще к нам на сайт приходят посетители по запросам типа «Тобольск современный город фото«, «Фото современного Тобольска«. Оно и […]

  • Старые фото Тобольска Тобольский кремль времён СССР — старые фото

    Предлагаем Вашему внимаю старые фото кремля г. Тобольска из старых советских путеводителей. Вот примерно так выглядел Тобольский кремль и сам […]

  • Видео обзор улиц Тобольска

    Видео о Тобольске в сети не слишком много. Недавно на Ютубе обнаружен ролик, в котором отображена большая часть города Тобольска. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*