Софийско-Успенский Собор

Софийский собор бесспорно является одним из самых впечатляющих древних сооружений Тобольска. Был построен в 1683-1686 годах московскими и устюжскими каменщиками во главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Тобольская София — первое каменное церковное здание в Сибири. Несмотря на свой возраст, собор выглядит сегодня молодо и нарядно. Это замечательный образец русского национального зодчества. Софийский собор представляет собой массивное сооружение квадратной формы с пятью главами, средняя из которых выделяется своими размерами. На голубом фоне глав сияют золотые звезды. Стены собора прорезают два яруса больших окон, украшенных колончатыми наличниками с эффектными килевидными завершениями. Восточная половина храма со стороны алтаря залита светом, проникающим не только через окна стен, но и световые проемы барабанов.

Тобольск, Софийский собор, софийско-успенский соборПривлекают взор рисунок лепки в наличниках окон, декоративные пояса карнизов, хорошие пропорции и асимметрия в расположении окон, карнизное завершение в виде арочной закомары. Западные главные врата Софийско-Успенского кафедрального собора поражают своей необычной конструкцией и удивительным гравированным орнаментом. Пышное украшение имеют три входных портала на северной, западной и южной сторонах. Они обрамлены фигурной кладкой, что дает богатую светотень. Кованые железные двери с изящной насечкой удачно контрастируют со спокойным величием стен. Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля кремля. Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной — 30,7 м, а ширина от северной до южной стены — 18,7 м. Толщина стен — 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана — 28,6 м. Общая высота с крестом — 47 м. Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан («шея») главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны — по 2 каждый. Современников XVII в. поражало внутреннее убранство собора: «дивный» многоярусный резной иконостас с множеством икон в дорогих окладах, яркая настенная роспись. С какой бы точки вы ни смотрели на собор, везде ощущается объем и массивность, он предстает перед вами в своей трехмерности, почти как скульптура, чему не мало способствует и его четко выраженная силуэтная композиция. Собор очень удачно поставлен, на самом высоком месте Троицкой горы, и поэтому со всех сторон хорошо просматривается. Белый силуэт его, выделяющийся на фоне неба, доминирует в пространстве. Долгое время собор служил усыпальницей тобольских архиереев и митрополитов, под полом его находится семь их захоронений. Собор этот славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. Софийский собор играл важную роль духовного и культурного центра. В стенах величественного храма писалась летопись Сибири, здесь освещались решения, влиявшие, порой, на судьбу всей России. Софийский двор и Софийский собор неотделимы в чисто историческом смысле: за считанные годы на пороге XVIII века сложился законченный архитектурный комплекс.
Конечно, много преобразилось здесь за три века. Но и посреди нового окружения Софийский собор все так же неоспоримо солирует, поддержанный мощной вертикалью колокольни, и его массам соответствует все та же привольная площадка Софийского двора, ограниченная крепостными стенами. Асимметричная, свободная композиция пространства – при всей своей кажущейся непроизвольности – на самом деле предлагает нашему восприятию сложно построенный ритм. Вот почему у многих возникает ощущение, что на Софийском дворе, слышно, как говорят древние камни. И вот почему каждый способен испытать силовое притяжение первобытной суровости Софии. История создания Софийского собора В 1621 году в Тобольске было образовано сибирское архиепископство. Первый архиепископ Киприан, приехав в Тобольск, выбрал для своего двора место, где когда-то стоял первый тобольский острог. Здесь были возведены хозяйственные постройки, которые обнесли «оплотом». Киприан быстро соорудил соборную церковь, которой дали имя — Софийская. По церкви и весь архиепископский двор занимал относительно небольшую площадь и не достигал южного обрыва Троицкого мыса. Таким образом, уже в конце первой четверти XVII века на Троицком мысе реально оформилось два городских центра. В западной части — административный, где размещались государственные службы. В восточной — духовный, где находились собор и архиепископские постройки. А раздел между ними проходил по природному логу — Взвозу. Он, как ось симметрии, сохранился на века. Существует он и в наше время. А вот условный архитектурный «удельный вес» административного и духовного центров менялся во времени. Из сказанного видно, что в 80-е годы XVII века произошло ослабление городских стен — вместо рубленых стен построили острог. И в то же время началось усиление духовного центра. После пожара 1680 года митрополит Павел Первый обратился к царю с просьбой о строительстве каменного собора. Вскоре было получено разрешение из Москвы на строительство каменной соборной церкви: «…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…». В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Основной кубический объем храма завершался закомарами и был увенчан пятиглавием. Как и в соборе Вознесенского монастыря, шеи глав его декорированы тонкими аркатурно-колончатыми поясами. Сходство есть и в декорации наличников окон, в обработке порталов. Для придания большей прочности конструкции четыре его массивных столба сдвинуты к восточной стене, оставляя с запада большое свободное пространство. В 1681 году началось строительство каменного Софийского собора на месте деревянного, сгоревшего в 1677 году. Он возникал как обычная культовая постройка, и организатор дела митрополит Павел прежде всего преследовал свои интересы: утверждать православие в Сибири. Павел добился позволения использовать на строительстве в порядке повинности сибирских государевых крестьян (которые считались вольными, т.е. не знали крепостного права). Во главе каменной артели был каменных дел подмастерье Василий Ларионов. В 1684 году строители уже завершили главный барабан, но тут «падоша у церкви столбы и верх весь паде внутрь». В ходе строительства в 1684 году, почти возведенный доверху, собор рухнул — упали своды, поддерживающие главный купол. Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена во имя Успения Божьей Матери, Собор традиционно имеет двойное название: Софийско-Успенский, в память о предшествовавшем Успенскому собору деревянном Софийском, основанном первым архиереем Тобольска новгородцем Киприаном в 1621 году. История сохранила имена тех, кто построил собор, увенчанный мощным пятиглавием. Возводили здание главного храма Сибирской митрополии москвичи Василий Ларионов, Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с помощниками и артелью опытных каменщиков, прибывших из столицы. Приехали сюда и пять каменщиков и двадцать кирпичников из Устюга Великого. Каменное строительство на Софийском дворе продолжалось. В 1686-1688 годах рядом с собором построили «Святые ворота» с надвратной церковью Сергия Радонежского. Несколько южнее возвели каменную колокольню. А после этого приступили к сооружению каменных стен вокруг всего Софийского двора. Построили семь круглых и две квадратные башни и соединили их зубчатыми каменными стенами.
Тобольск, Софийский собор, софийско-успенский собор
За десять лет соорудили каменные стены общей протяженностъю около 620 м. Высота стен составляла 4,3 м. Строительством стен и башен руководили каменные подмастерья: северной и восточной — Гаврила Савельев сын Тютин, а южной и западной — Герасим Яковлев сын Шарыпин. Оба были потомственными каменщиками. Оба приехали в Тобольск из Москвы «для каменного всякого строения». И первое, чему их подвергли в приказной избе,— брали с них «заручные скаски»,— по-нашему, профессиональные письменные гарантии, «чтоб утвердить основание накрепко такою крепостью, чтоб во многие лета никакого повреждения и порухи не учинилось». Казенное каменное строительство в те годы велось централизованно, и самые грамотные, опытные, знающие кадры — в основном из московских каменщиков — состояли на службе в Приказе каменных дел. Здесь-то и был сосредоточен основной отряд «подмастерьев каменных дел». И надо особо подчеркнуть: в XVI—XVII веках слово это несло несколько иной смысл, было многозначней, чем в более поздние времена. «Подмастерье каменных дел» отнюдь не значило непременно «помощник мастера», этим званием могли именовать и талантливых строителей, самостоятельных руководителей строек. Просматривалась неоднородность понятия «подмастерье». Если уж быть совершенно точными, то по новейшим данным, которые приводит в своей книге «Каменное строительство в Сибири» Сусанна Васильевна Копылова, на строительство Софийского двора прибыло пять подмастерьев, но двое из них — Иван Смирный и Василий Кашинец—не оставили сколько-нибудь заметного следа; они были просто-напросто техниками, возглавляли артели каменщиков на сравнительно мелких объектах: клали печи и очаг в хлебной и поварне, клали погреба и сушила, бутили основание под крыльцо. Недаром Гаврила Тютин отмечает, что ни Смирный, ни Кашинец «сколько каких припасов надобно не смыслят», то есть не могут рассчитать смету. Надо сказать, что именно умение составить «розметную роспись» отличало тогда подмастерья высокого ранга от простого каменщика. В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары, покрытие заменили на четырехскатную кровлю. В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный «теплый» придел. В нем был похоронен митрополит Иоанн Максимович (управлял Сибирской митрополией в 1711-1715 годах). Пожар 1723 года вызвал первый крупный ремонт здания. В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел (во имя Иоанна Златоуста). Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом — это единственно сохранившаяся до сего времени северная паперть (крыльцо перед входом в церковь). В 1759 году ворота с церковью разобрали (находились рядом с собором, на юг от него), а в 1780 году развалилась одноэтажная кирпичная колокольня. Неоднократно изменялись форма и покрытие глав кафедрального собора. Пожар 1723 года уничтожил простые луковичные главы.

После 1726 года собор покрыли железом по новым стропилам и изменили форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре. И в наши дни тобольский храм завершен главами с перехватом у основания. К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы — братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть. Одновременно на Софийском дворе в 1787 году завершилось строительство двухэтажных каменных зданий консистории и монашеского корпуса. И далее Софийский собор изменял свой первоначальный облик. В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Старая одноэтажная ризница существовала уже в первой половине XVIII века как пристройка к северо-восточному углу собора. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания. Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах.

Колокольня — одна из последних по времени построек Тобольского кремля, его самая высокая вертикаль. Высота ее с крестом — 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова. «Язык» этого колокола весил пятьдесят один пуд — более восьмисот килограммов. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом. Менялся и интерьер собора. Уже в 1710 году первоначальный иконостас был заменен новым. В XVIII веке украшала собор фресковая живопись. В 1862 году стены и своды собора и алтаря были выкрашены в желтый цвет и расписаны масляными красками. Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией. Летом 1978 года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными «дыньками». А какой тонкий узорный рисунок, сделанный ручной насечкой по железу, несут кованые врата главного входа Софии с накладными на них полосами! Двери от главного (западного) входа в собор еще к 1961 году здесь не было… Нашел ее московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин. Нашел в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду. На своем веку собор претерпел значительные изменения: перестраивался, «полнел» пристройками, обновлялся, но неизменно радовал глаз, притягивал к себе.

Свидетелем многих исторических перемен и свершений были стены тобольского Софийско-Успенского собора — ценнейшего и уникального памятника русского зодчества в Сибири. Конечно, восстановить почти с достоверной точностью первоначальный облик Софийского собора, для которого характерной была завершенность, — поистине трудоемкий процесс. Но зато какая честь и ответственность — возрождать заново шедевр церковного зодчества на тобольской земле. Другого подобного ему архитектурного памятника, самобытного по красоте, в Сибири нет.

Random Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*