Зимний Покровский собор

Тобольский Зимний Покровский собор специально строился как теплое помещение, что определило особенности его архитектурного решения. Известно, что он был освящен в 1746 г. при тобольском митрополите Антонии Нарожницком, затем в 1850 г. он расширился, а в 1867 г. к нему пристроили северный придел.

Покровский Зимний собор. ТобольскПримыкающая к храму с юга небольшая каменная палатка церковного причта с плоским потолком появилась здесь, по-видимому, не ранее 1840 г. После сноса западной крепостной ограды Покровский собор стал хорошо обозрим и с кремлевской площади. Приземистый, с низко расположенными окнами и небольшого размера собор не производит величественного впечатления.

Силуэт его изощрен, пропорции мелкие и дробные, композиция кажется беспорядочно-живописной, осложненной множеством уступов и обстройками. Только при более внимательном рассмотрении можно заметить его основную крестообразную основу, несущую в центре невысокий барабан с фигурной главой. Значение западно-восточной композиционной оси подчеркнуто положением небольшой фигурной главкой над папертью. Вздутые формы кровель, барабана и паперти, динамичные ярусы фонарных надстроек говорят о стилевых чертах барокко, в которых улавливаются мотивы украинских глав, видимо, привнесенных сюда не без вкусов тогдашнего тобольского владыки.

Особенности стиля барокко чувствуются и в напряженных линиях декора, в абрисе наличников, в форме оконных и дверных проемов. План храма в форме вытянутого латинского креста кажется несколько необычным для русского храмоздания, хотя сама тенденция к поперечной ориентации основного четверика обнаруживается здесь и в некоторых других постройках.

Внутреннее пространство Покровского собора состоит из двух пересекающихся нефов, перекрытых бесстолпно глухими цилиндрическими сводами. В глубоких нефах из-за низких сводов и отсутствия верхнего света всегда довольно сумеречно, зато в зимнее время здесь тепло. Интерьеры собора также не производят внушительного впечатления: здесь все выглядит камерно и интимно.

В настоящее время своды нефов и придела покрыты аляповатой масляной росписью, выполненной весьма посредственным художником в 1843 г. Иконостас, занимающий всю восточную стену поперечного нефа, относится ко времени его последней переделки и в художественном отношении мало интересен. Большинство икон в нем позднего происхождения. Обращают на себя внимание лишь красивые серебряные и золоченые оклады их, мерцающие в сумрачном пространстве храма.

Random Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*